это прекрасно и даже ссылки в конце есть ну красота же Считаю важным напомнить, что многие современные социальные нормы, вроде гендерного равенства или расовой терпимости, — это не придумки и проделки Запада, а вполне наши, родные, десятками, а то и сотнями лет поддерживаемые ценности. Нередко в пику Западу же и принятые. Можно начать с очевидного: использовать феминитивы и подчёркивать видимость женщин придумали не в Америке. В современном английском языке просто нет рода у существительных. В былинах присутствуют богатырши, Пушкин писал о поварихах и морских владычицах, у Достоевского в текстах есть музыкантша. В газетах столетней давности — даже дореволюционных — можно найти феминитивы: «Аэроплан Вуазен, на котором должна была летать де Лярош, на первый день полета стоял еще в ящиках, так как авиаторшу ожидали только на третий день полетов» («Летание». 1910. № 2.); «К указанным лицам комиссия просит также направлять запросы относительно учительниц, репетиторш, переписчиц и лектрис» («Женский вестник». 1906. № 12.) При этом славянофилы, например, Аксаков, в том же XIX веке писали о том, что на самом деле для русского языка традиционно присвоение словам мужского рода обобщённого значения. Потом к 30-м годам XX появилась странная двойственность: с одной стороны образовывались новые феминитивы и начали появляться первые исследовательские работы в этой части лингвистики, а с другой стороны феминитивы стали считаться буржуазным пережитком и Булгаков начал это высмеивать. Но буржуазная это тенденция или нет, она с нами столетиями и никакие иноагенты нам её не приносили. То, что свобода оскорблять людей не входит в свободу слова, у нас тоже догадались ещё в прошлом веке (а может и ещё раньше, но у меня нет доказательств). Отличные примеры этого подхода в советской литературе приводит Лилит Мазикина на портале "Культурология": "Из Мериме, например, были вырезаны цыганофобные пассажи, из Чосера — рассказ в духе кровавого навета на евреев, и так далее. И если у древнего, при царе жившего Гоголя допускалось в тексте слово «ж...д», то уже Аркадий Гайдар вкладывал его только в уста плохого персонажа и притом заменял троеточием, как пакость. В переводах зарубежной классики также оскорбительные шутки в сторону чернокожих сохраняли только у отрицательных персонажей. Невозможно было встретить у калининградских и белорусских авторов слово «пш...к» – пренебрежительное, популярное в народе обозначение поляка". Можно по-разному относится к такой переводческой и редакторской практике. Но отрицать, что несколько поколений выросли на книгах, которые были выпущены в печать, пройдя именно такой фильтр, и объявлять борьбу с "языком ненависти" чем-то новым и наносным — это банальная ложь. По этой же причине на прижился пин-ап, который выставлял женщину мужской игрушкой и оскорблял её достоинство. А оскорблять достоинство советских граждан и гражданок запрещала не группка феминисток с пабликами по пять тысяч человек, это было не принято на государственном уровне. В целом, борьба за права женщин и различные организации и фонды исключительно для женщин — тоже вещь не новая, очень даже нам родная и знакомая, через поколения передаваемая. Периодически в ней использовались и переводные тексты, и международный опыт. Но если называть "современным влиянием Европы" события 19-го века, то можно дойти до абсурда или запрета автомобилей. В 1850-е женское движение активно боролось за возможность для женщин получать высшее образование. В этот же период женщины организовывали отдельные, чисто женские производства, например, печатные артели. К концу 1870-х они добились того, что не просто появились Бестужевские курсы, но и их программа была приравнена к университетской. А когда их попытались закрыть, активистки пригрозили, что студентки уедут учиться за границу — и этот ультиматум спас женское образование. Позже стали открывать новые учебные заведения для женщин. Самое интересное то, что такие учебные заведения практически не имели государственного финансирования. Активистки вели благотворительные кампании, собирали пожертвования, чтобы поддержать их работу. В начале XX века появилось Всероссийский союз равноправия женщин. В это время женщины начали бороться за избирательные права, ходить на митинги и проводить женские конгрессы. После революции по инициативе Инессы Арманд по всему Советскому Союзу появились Женотделы, причём даже на востоке Союза, хотя иногда и вынуждены были проводить собрания тайно и подпольно. Женотделы организовывали образовательные учреждения для борьбы с женской неграмотностью, пробивали законы о пособии и отпуске по беременности и родам, о равной оплате труда с мужчинами и о равных правах и обязанностях в браке. Также женотделы выполняли правозащитную функцию. Активистки писали философские и экономические статьи, ездили на конгрессы, составляли политические программы, читала лекции. Александра Коллонтай становится первой в истории женщиной-министром. А ещё открыто критикует идеи "свободной любви" и ставит неудобный вопрос, что же потом делать с плодами этой любви и где же тут равноправие и защита детей. Деятельность женотделов свернули в 1930-х. Причин было множество. Кто-то пишет, что профсоюзы были крайне недовольны конкуренции со стороны женщин, которые стали активно осваивать новые профессии. Кто-то — что в короткий период в 1930-х полное равенство мужчин и женщин и правда было достигнуто, женщины были освобождены от бытового рабства многочисленными яслями, столовыми и прачечными, получили возможность работать и учиться, и необходимость отдельных комитетов оказалась просто не нужна. Кто-то, что большевики, включая самого Ленина, только заявляли на собраниях, что это самое полное равенство в Советском Союзе уже достигнуто, а функционирование комитетов, которые продолжают бороться за женские права, противоречило их словам и подрывало авторитет. Несмотря на то, что отдельные государственные женские комитеты были закрыты, ни женское движение, ни инициативы в поддержку женщин полностью не исчезли. Например, в СССР не сразу, но поняли, что запрет абортов — это не про поддержку демографии, а про рост женской смертности, и всё же одумались. Поддержка национальных меньшинств тоже с нами уже давно. И поддержка культуры этих меньшинств — тоже. В 1918 году в составе Наркомата просвещения был создан отдел просвещения национальных меньшинств. А в 1919 — редакционная коллегия для создания национальной литературы и алфавитов народов, не имевших ранее письменности. Работало не всегда и не везде хорошо, но сами идеи существовали, а программы поддержки функционировали. На стыке поддержки нацменьшинств и женщин — школы в Средней Азии, куда принимали девочек. На тот момент и первое, и второе, и третье — крайне прогрессивные инициативы. Ещё ходят слухи, что были квоты в университетах: для нацменьшинств, для женщин, для сельских жителей. Какие именно и какими документами они подтверждаются, найти — задача нетривиальная. Но в обсуждениях СССР их вспоминают, кто-то хвалит, рассказывая о том, что это был шанс для выходца из деревни получить образование, кто-то ругает примерно с теми же аргументами, что сейчас критикуют американские квоты, — что это неравенство и угнетение тех, у кого нет нужных особенностей. Но судя по тому, как много людей делятся личным опытом, официально или нет — квоты были. Плохо или хорошо, но опять же — не их, наше. Были ли официальные требования репрезентации женщин и национального разнообразия в литературе тоже сказать сложно. Но всегда можно посмотреть фильмы и прочитать книги. Многие из них по нашим современным меркам уже не назовёшь прогрессивными, особенно произведения заката СССР, но тем не менее там есть и трактористка, которая лучше трактористов-мужчин, и девочка, путешествующая по космосу и спасающая целые планеты, и суровая начальница, и женщины-военные. Люди разных внешних качеств, далеко не всегда глянцево-красивые — немножечко бодипозитива столетней давности, да? Актёры и актрисы со всех союзных республик, далеко не всегда со "славянской внешностью". А если говорить о тех, о ком по новому закону больше нельзя говорить, то исторически у нас всё было куда мягче, чем на том самом Западе. До XVIII века светское законодательство вообще не касалось вопроса гомосексуальности, а церковь считала такие контакты хоть и грехом, но просто блудом, как и любой секс вне брака. Первый антигомосексуальный закон был введен в XVIII веке и — что иронично — был скопирован с немецкого и касался только военных. Именно его можно было бы назвать тлетворным влиянием Запада, но несколько абзацев назад мы договорились не говорить так о событиях, произошедших так много лет назад. Затем в XIX веке был скопирован ещё один немецкий закон — и геи оказались под запретом независимо от военного статуса. Лесбиянок закон не преследовал. Но и никакого правового статуса у их отношений не было. Несмотря на притеснения были отдельные кафе и бары для знакомств и даже гей-музей. После революции 1905-го года, "кадеты" открыто высказывались против закона, а в печать вышли «Крылья», повесть, которую бы сейчас не напечатали. В 1917 году антигейский закон отменили. Ряд источников утверждает, что гомосексуалы вполне могли занимать высокие управляющие должности вплоть до министра. СССР вербовал агентов-геев в Великобритании, потому что там гомосексуальность преследовалась, а Советы предлагали лояльное отношение. А в 1933 — запрет снова ввели, объявив гомосексуальность — что ещё более иронично — «пережитком старого быта» и «пережитком родового быта». По этому закону посадили тысячи человек (цифры отличаются в десятки раз), многих принудительно отправили проходить психиатрическое лечение. Правда и тут есть нюанс, например в Таджикской ССР, в принятой статье не было указано "мужеложество", вместо этого судили за "бачебазство". Бача-бази — это вид сексуального рабства и детской проституции, вовлекающий мальчиков допубертатного возраста. Другие республики формулировку оставили, но вопрос с трактовкой остаётся открытым. Как и вопрос о том, какой процент осуждённых по этому закону — люди, вступившие в добровольные гомосексуальные отношение, а сколько — торговцы и покупатели маленьких мальчиков. А сколько вообще не геи, а просто сторонники впавшего в немилость Троцкого. Но смешивать всё это в кучу — уже проблема и очернение. Отменили закон только в 1993 году. И если посчитать, то исторически у нас скорее относились нейтрально, а периоды гонений — скорее исключения, чем традиционная ценность. Я не говорю, что в Российской Империи или Советском Союзе всё было прекрасно и розово-шоколадно, все дружно всех уважали, гарантировали всем равный доступ ко всему, боролись за права всех униженных, недорепрезентованных и вообще инаковых. Нет, в Российской Империи было огромное противодействие женскому движению, существование многих нацменьшинств игнорировалось, а гомосексуальность периодически запрещали. В СССР — уже в 30-е годы дали заднюю по многим вопросам, на годы запретили аборты (хотя позже осознали масштаб катастрофы и разрешили), ужесточили систему развода, объявили бытовое обслуживание обязанностью советской женщины, полностью закрыв глаза на проблему второй смены. Начали затыкать и очернять Александру Коллонтай. Работа с нацменьшинствами иногда велась с перегибами, процветал антисемитизм. В кино главные героини всё равно обязаны были быть красавицами, и при всей своей квалифицированности и независимости в конце концов оказаться ели не спасёнными, то покорёнными главным героем. По статье о гомосексуализме действительно были осуждены люди, никому не причинившие вреда, есть живые люди, которые всё это помнят. В 70-е осудили режиссёра Параджанова и писателя Трифонова. К тому же были проблемы у нейроотличных людей, были проблемы у инвалидов. Было "дело глухонемых". Было много проблем, которые не решались или решались неэффективно, было много не самых лучших идей, были катастрофы и ужасы. Но я пишу этот текст не для того, чтобы сказать, что всё было идеально, и даже не для того, чтобы утверждать, что раз что-то с нами издавна, значит это однозначно хорошо — ну нет, люди иногда поколениями делают ужасные или просто глупые вещи. Я пишу только для того, чтобы показать, что все те идеи и движения, которые сейчас пытаются выставить чуждым влиянием, таковыми не являются: это часть нашей культуры и контркультуры, часть нашей истории и социальной жизни, это то, что волновало наших предков десятилетиями, а то и столетиями. И предлагать забывать о них и открещиваться от них на том основании, что "это не наше, нам этого не надо" —ложь и манипуляция. https://kulturologia.ru/blogs/170120/45215/ https://www.psypart.com/istoriya-feminitivov https://vk.com/wall-63581794_1658?hash=0fa04fd8be673e1056 https://a-z.ru/women/texts/shabanr.htm https://altleft.org/2021/05/13/pereotkryvaja-kollontaj/