да Сейчас довольно популярна идея "смерти автора". Эта идея пусть и не нова, но практически каждый репутационный скандал вокруг какого-нибудь творца даёт ей новый жизненный заряд. Концепция "смерти автора" утверждает, что воспринимать текст, опираясь на биографию автора, ошибочно и ограничивает само произведение. У концепции, конечно, есть и сторонники и критики. Но я каждый раз, когда вспоминаю об этой концепции, думаю, а не вступили ли наши медиа в период, когда стоит пойти дальше и провозгласить "смерть текста"? А может, кто-то уже и провозгласил? Мы обсуждаем, что не нужно позволять фактам об авторе влиять на наше восприятие произведения, что нужно сосредоточиться исключительно на тексте (в широком смысле, включая кинематограф, музыку, комиксы и игры). Но на деле сейчас можно увидеть, что иногда сам текст не особо влияет на наше восприятие произведения. Если заглянуть в популярные фэндомы, можно найти — и не мало — людей, которые в глаза не видели оригинал. Что совершенно не мешает им сохранять фанарт, читать фанфики, участвовать в дискуссиях — а главное, говорить о своей любви к миру этого произведения. Если человек действительно читал/смотрел/играл, это тоже совершенно не значит, что он строит своё мнение о произведении, героях или художественном мире, опираясь на мир полностью. Сейчас для нас совершенно нормально прийти к мысли о том, что автор вообще не понимает, о чём пишет в восьмой главе третьей книге, и полностью проигнорировать этот фрагмент, заменив его для себя фанатской теорией. Или даже решить, что нам просто не нравится, как автор обошёлся с тем или иным персонажем, и просто не обращать на этот сюжетный ход внимания. Мы можем даже посчитать какую-то часть произведения недостаточно качественной для того, чтобы воспринимать её всерьёз. Как будто мало людей, которые обожают какую-нибудь франшизу "но без этого последнего фильма, он не считается". С франшизами всё ещё более неоднозначно. Там не то, чтобы "автор мёртв", там целое нашествие "живых мертвецов". Но, что ещё более интересно: франшизы, можно сказать, вынуждают нас отказаться от опоры на текст. Особенно это видно в комиксах, старом каноне "Звёздных войн" и других франшизах, которые так или иначе позволили множеству авторов попасть под правообладательское крыло и слиться в единого кадавра, который привносит своё, но явно ориентируется на созданное до и согласовывает свои идеи с редакторами, у которых тоже есть своё видение. В итоге разные авторы писали про одних и тех же персонажей, прописывая героям разные мотивации, а миру разную логику. И всё это с одобрения человека, которого мы воспринимаем как автор-прайм. И все эти произведения в общем-то единый канон — и даже разбивка событий комиксов на разные параллельные вселенные не особо помогает, даже в рамках одной вселенной расхождений безумно много. Но если мы попытаемся выстроить у себя в голове личность какого-нибудь персонажа, опираясь на них все, мы потерпим неудачу или получим героя с множеством ментальных расстройств, которые заставляют его впадать из крайности в крайность, реагировать совершенно неожиданно, а иногда ещё и галлюцинировать на тему своего фантомного прошлого. Поэтому каждый фанат вынужден что-то отбрасывать. Не из-за объёма, а из-за противоречий. Так-то того же эффекта можно добиться и за три фильма, снятых разными режиссёрами. Самое же удивительное, что это работает. Это не идея или рекомендации, мы правда так потребляем контент. И отлично с этим живём, объединяемся с другими фанатами и создаём переосмысления. PS Само эссе "Смерть автора" отлично иллюстрирует обе концепции, пусть и в нехудожественном поле. Подавляющее большинство людей, которые используют этот термин, не знают ничего о Ролане Барте и воспринимают его слова без опоры на его биографию и контекст, в который он на тот момент был погружён. А из тех, кто знает, опять же большинство никогда не читало это эссе, соответственно, воспринимают и используют идею "смерти автора" без опоры на текст. PPS Пожалуйста, не думайте, что я тут кого-то попрекаю за то, что не читали Барта. Не-а. Я тут просто восхищаюсь, как работает наше восприятие и как мы потребляем и творим культуру. PPPS Может сложиться впечатление, что описанное выше характерно только для современности. Мол, современные фанаты совсем не уважают авторов и перекраивают их произведения под себя. Но нет, такое отношение было давно, просто масштабы были куда меньше. Можно вспомнить о фанатах Шерлока Холмса, которые не приняли смерть персонажа. И довольно агрессивно не приняли.